Статья опубликована в научно-методическом журнале «Начальная школа».№ 5.2024-С.20-24
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА C МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Рышкова Людмила
Поступление ребёнка в школу зачастую связано с появлением у него различных трудностей. Прежде всего, сложности начала обучения в школе могут быть связаны с новой социальной ситуацией развития ребёнка. Ребёнок должен адаптироваться к новым требованиям, к новому коллективу, к новому стилю общения с учителем. Факторами неудач на старте школьного обучения могут быть несформированность мотивации к школьному обучению, психологическая неготовность к школе, неспособность произвольно регулировать поведение. Таким образом, данные факторы связаны с процессом адаптации ребёнка к школьной жизни. В группу риска попадают младшие школьники, у которых по тем или иным причинам нарушены адаптационные процессы. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер. Ю.Н.Вьюнова дают следующее определение ситуации риска: «Это ситуации, которые характеризуются нарушением гармонических отношений, равновесия между личностью и средой». Так же авторы выделяют понятие «состояние риска». «Состояние риска возникают как следствие таких ситуаций и характеризуется тем, что ребёнок, не имеющий противопоказания к обучению по общеобразовательным программам в процессе обучения обнаруживает адаптационные нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его индивидуальной организации»[5, с.74]. В зависимости от того, на каком уровне адаптационные нарушения проявляются наиболее ярко, состояние риска подразделяются на следующие группы: состояние риска академической неуспешности, состояние социального риска, состояние риска по здоровью, состояние комплексного риска.
К группе риска относят младших школьников с СДВГ, леворукостью, эмоциональными нарушениями.
Рассмотрим группу детей с эмоциональными нарушениями. Как правило, группу риска составляют агрессивные, тревожные, экспрессивные дети младшего школьного возраста.
Обратимся к группе детей, проявляющих агрессию. По данным исследования Центра социологии образования Института управления образованием РАО каждый второй школьник сталкивается с агрессией сверстников. 32% обучающихся жалуются на угрозы, насмешки и троллинг в школе. 27% - на побои, толчки. По информации портала Мел 46% школьников в 2022 году подверглись психологической агрессии и каждый восьмой ученик - физической агрессии.
В исследовании Е.Ю. Волчегорской, М.В. Жуковой приводятся следующие цифры: « 78, 16% обследованных детей младшего школьного возраста (2-4 классы) подвергаются оскорблениям сверстников, 73% испытывают социальное отвержение, 72% детей сталкивались с физическим насилием, 69% младших школьников подвергались нападением на собственность, 39% детей младшего школьного возраста столкнулись с кибер-буллингом. 22% младших школьников выступают инициаторами агрессии» [1, с.247 ]. Так же авторы отмечают, что большая часть младших школьников регулярно сталкивается с проблемами насилия в классе. Чаще всего обучающиеся начальной школы испытывают вербальную, физическую и социальную виктимизацию.
Понятие «агрессия» имеет много разных научных трактовок. В целом, агрессию определяют как деструктивное поведение, которое противоречит нормам поведения в обществе и наносит ущерб окружающим людям. Е.В. Змановская дает следующее определение агрессии в психологическом смысле: « Под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними» [4, с. 83].
Внешние проявления агрессии будут составлять агрессивное поведение. Агрессивное поведение может быть выражено в форме ситуативной агрессивной реакции, пассивного агрессивного поведения и в форме активного агрессивного поведения. Последняя форма предполагает разрушительные, вредоносные действия, направленные на окружающих.
Агрессивное поведение младших школьников – сложная проблема, имеющая множество нюансов и особенностей.
С одной стороны, известно, что агрессия является естественной нормой поведения для младшего школьного возраста. С помощью агрессии ребенок адаптируется, преодолевает тревогу, адекватно реагирует на угрозы.
В таком случае встает вопрос о дифференциации адаптивной и патологической агрессии. Кроме того, работая с детьми младшего школьного возраста, важно определить действительно ли это агрессия или проявления возрастных особенностей ребенка. Дети данного возраста эмоционально неустойчивы, очень эмоциональны, импульсивны, не умеют контролировать и сдерживать свои чувства. Они очень ярко проявляют чувства гнева, радости, страха. Еще одной возрастной особенностью младших школьников является потребность в самоутверждении и признании среди сверстников. Как отмечает А.Г. Долгова: « В младшем школьном возрасте потребность в признании проявляется двояко: с одной стороны ребенок хочет быть «как все», а с другой стороны быть «лучше, чем все». Данная потребность выражается в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать или выразительно прочитать текст. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, может стать причиной проблем в его поведении» [3, с.10].
Таким образом, ребенок, который неуспешен в обучении, не имеет авторитета среди одноклассников, будет пытаться реализовать потребность в самоутверждении, обратить на себя внимание через агрессивные формы поведения, упрямство, своеволие. Также следует обратить внимание на такую форму игры у младших школьников, особенно у мальчиков, как «игры-потасовки». Такая игра вряд ли может быть расценена как агрессивное поведение. Скорее, подобная форма приносит удовольствие и эмоциональную разрядку, чем умышленный вред окружающим людям.
А.Н. Ваулина, О.Н. Шкрябина отмечают: «Однако существенная часть младших школьников, проявляющих агрессию, выходит за пределы ее понимания как исключительно защитной реакции, соответствующей угрожающему фактору. Агрессивное поведение уже в таком возрасте может выходить за рамки общепринятых норм. Причинение боли другим детям, унижение чужого достоинства в вербальной и физической форме являются предпосылками для формирования социально-опасного поведения» [2, c.15].
К действительно агрессивным формам поведения младших школьников можно отнести часто повторяющиеся попытки нанести физический вред другим людям, систематическую порчу вещей, нанесения вреда животным, непризнание своей вины в агрессивных проступках, провокацию на агрессию других. По мнению Л.Б. Шнейдера в младшем школьном возрасте у мальчиков преобладает физическая агрессия, а у девочек вербальная агрессия [7].
Психолого-педагогическая работа с младшими школьниками, проявляющими агрессивные формы поведения, должна быть выстроена на принципах системности, последовательности и комплексности.
Можно выделить 7 направлений психолого-педагогической работы с агрессивными детьми:
1. консультативная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения детей
2. Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов поведения
3. Обучение ребёнка техникам и способом управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями
4.Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребёнка отреагированию собственного гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагирования негативной ситуации [6, с.51].
Работа может проводиться как в индивидуальной и групповой формах.
Первый этап работы связан с диагностикой ребенка. Важнейшая задача на данном этапе – выявить причины агрессивного поведения и личностные особенности ребенка. Среди диагностических методов можно использовать наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование (в том числе проективные рисуночные методики).
В рамках диагностики можно придерживаться следующей структуры (Таблица 1).
Таблица1
Структура диагностического исследования агрессии у детей младшего школьного возраста
Направление диагностики | Методики диагностики |
Психологические особенности ребенка | Наблюдение (позволяет определить предпосылки формирований агрессивных реакций ребенка и определить уровень агрессивности); Анкета «Критерии агрессивности ребенка»; Карта наблюдения Д.Стотта, Методика незаконченных предложений Сакса и Леви, Опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии) |
Уровень и типы агрессии | Проективные методики «Несуществующее животное», «Кактус», Шкала агрессивности |
Особенности проявления в критической или фрустрирующей ситуации | Тест Розенцвейга (детская форма) |
Выявление тревожности | Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан, шкала социально-ситуативной тревоги О. Кондаша, Тест школьной тревожности Филлипса |
Изучение самооценки | Методика изучения самооценки Т.Дембо, С.Я.Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан) |
Особенности детско-родительских отношений | Тест-опросник родительского отношения ОРО, проективные методики «Кинетический рисунок семьи», методика «Дом-дерево-человек» |
Интеллектуальное развитие | Исследование особенностей интеллектуального развития детей младшего школьного возраста М.М. Семаго, Матрицы Равена |
На основе результатов диагностики выстраиваются основные направления психолого-педагогической работы с агрессивным ребенком, подбираются методы и приемы работы.
А.Г.Долгова рекомендует при выявлении агрессивных действий в поведении ребенка использовать упражнения и игры на отреагирования агрессии, упражнения арт-терапии, песочную терапию, обучению техники Я-высказывания[2, c.22].
Упражнения на отреагирование агрессии направлены на то, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Варианты отреагирования: отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»). Также отреагирование агрессором физической агрессии через предметно-практические действия (Взрослый предлагает ребенку: «Давай, разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т. п.).
В случаях, когда причина агрессии кроется, в том числе в повышенной импульсивности ребенка, низком поведенческом самоконтроле, то основной задачей психолого-педагогической работы будет научить ребенка приемам саморегуляции и самоконтроля, развивать рефлексию поведения. Здесь на помощь придут упражнения с четкими правилами, выполнения которых помогут младшим школьникам совладать с гневом, релаксационные техники, психогимнастику.
Если ребенок не понимает и не умеет предвидеть последствия своих поступков, то работа должна быть направлена на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в сложных ситуациях, обсуждение причин, вызвавших агрессию и последствий такого поведения. В рамках данной работы можно использовать элементы игровой терапии, арт-терапию,
Низкая самооценка ребенка также провоцируют агрессивное поведение. В таких случаях полезны упражнения на создание ситуации успеха; положительное подкрепление, похвала. Одной из задач психолого-педагогической работы будет формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.
Список литературы
⦁ Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы / Е. Ю. Волчегорская, М. В. Жукова [и др.] // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2020. — № 5 (158). — С. 239-252. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/344606 (дата обращения: 17.10.2023).
⦁ Ваулина А.Н, Шкрябина О.Н. Психологические особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста// Психология и современный мир. Выпуск 13.– Архангельск: САФУ, 2020. 433 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226790 (дата обращения: 10.10.2023).
⦁ Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. М: Генезис, 2009.216 с.
⦁ Змановская Е.В. Девиантология.–М.: Издательский центр «Академия»,2004. 288 с.
⦁ Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г. Ф. Кумариной. М: Издательство Юрайт, 2023. 285 с.
⦁ Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева, В. В. Буянова, Г. А. Винокурова [и др.]. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. 240 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163495 (дата обращения: 14.10.2023).
⦁ Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. М: Издательство Юрайт, 2023. 141 с.