КАК ОБЩАТЬСЯ С ПОДРОСТКОМ? РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

КАК ОБЩАТЬСЯ С ПОДРОСТКОМ?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

                                                                                                                    РышковаЛюдмила


Для родителей взаимодействие с ребенком подросткового возраста  зачастую становится непростой задачей. 
И, действительно, психологические изменения, происходящие в развитии подростка, заставляют родителей искать новые пути к взаимодействию с подрастающими сыном или дочерью. Такой стиль воспитания психологи называют «поисковым», когда мамы и папы вынуждены «нащупывать» методы и средства семейного воспитания.
Подростковый возраст предъявляет к родителям новые требования.
 Как написала психолог Людмила Бурлакова в своем Тг-канале: «Если в семье несколько детей, то родителю еще сложнее - надо быть настоящим супергероем, чтобы с легкостью переключать стили общения между подростками и малышами».
Давайте поговорим и о новых правилах общения, и о психологических причинах, по которым такие правила должны появиться.
Подростки в силу возрастных особенностей претендуют на автономию и самостоятельность, устанавливают границы. Эти особенности возрастного развития трансформируют отношения с родителями. Самостоятельность подростка предполагает признание его права на самостоятельный выбор и ответственность, отказ от прежних взаимоотношений с родителями. Среди многих эпитетов подросткового возраста есть и такой - возраст парадоксов. И  в случае отношений с родителями тоже не обошлось без противоречий. С одной стороны, подростки достаточно жестко отстаивают свою автономию, с другой стороны - остро нуждаются в поддержке, любви и одобрении родителей. Даже больше, чем в каком-либо другом возрасте!
Как отмечает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ Молчанов С.В. : «Свобода подростка – это не свобода от отношений с родителями, а свобода в отношениях с родителями. ..В том случае, когда подростки не получают в должной мере любви, заботы и поддержки от родителей, воспринимают отношения с ними как непреодолимо конфликтные..»
Для родителей важно постараться удержать баланс между соблюдением границ подростка и стремлением оставаться  любящими и принимающими.
Наши рекомендации вам, дорогие родители, будут следующими:
1.Оставайтесь такими же заботливыми, но учитывайте границы подростка!
2. Используйте принцип безопасности и поддержки в общении с подростком. Безопасность в подростковом возрасте означает быть под контролем.  Здесь родителям важно держать границу между излишней опекой и чрезмерной поддержкой самостоятельности. Контроль необходимо ослабить, но нельзя его терять совсем!
3.Выстраивайте свое взаимодействие с подрастающими сыном или дочерью на основе  теплоты и требовательности.
Теплота включает чуткость,  внимание к потребностям подростка, чтобы ребенок твердо знал, что его дома поддержат и он получит помощь. Подросток должен видеть заинтересованность родителей, открытость, доброту .
Требовательность предполагает наставничество, руководство, установление ограничений, способность  при возникновении проблем указать на них подростку, а не избегать их.
4.Делайте все возможное, чтобы сохранить контакт с подростком!
Старайтесь слышать подростка, а не поучать! Когда вы серьезно слушаете подростка (серьезно относитесь к его переживаниям, горестям, сомнениям), вы помогаете своему ребенку разобраться в себе, в своих чувствах! А главное, подросток не боится выражать свои эмоции, не прячет чувства. В случае, когда подросток неохотно идет на контакт, значит надо уменьшить поучения и назидания с вашей стороны.
5.По возможности применяйте приемы активного слушания в общении с подростком.
Об этом приеме можно подробнее прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Самая важная книга для родителей», а также в наших статьях.

Литература

1.Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста .  — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 190 — URL: https://urait.ru/bcode/531072/p.190 (дата обращения: 18.09.2024).
2. Шик, С. В. Просвещение и обучение родителей детей и подростков (психолого-педагогический аспект)  — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2023. — 284 с. — ISBN 978-5-00102-628-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/338417 (дата обращения: 15.10.2024).